Автомобильные двигатели внутреннего сгорания оснащены системами жидкостного охлаждения с теплообменниками, установленными в передней части кузова. В процессе эксплуатации детали выходят из строя, по трещинам начинает течь антифриз. Замена радиатора на Рено Дастер не требует использования специального оборудования и может производиться в гараже.
Алюминиевый радиатор, используемый на Дастере, состоит из боковых баков и ребристых соединительных трубок для охлаждения антифриза под давлением. Жидкость подается и отводится в рубашку двигателя насосом по шлангам.
В процессе эксплуатации автомобиля возможно повреждение теплообменника по следующим причинам:
Наиболее частые повреждения узла из-за внешнего воздействия:
В радиаторе охлаждения используется оригинальный антифриз, отвечающий заводским требованиям. При заливке в систему охлаждения некачественного антифриза трубы могут забиться отложениями и наблюдается коррозия металлических деталей. При использовании воды на внутренней поверхности теплообменника образуется слой накипи, который препятствует циркуляции жидкости. При низких температурах вода замерзает, вызывая трещины в стенках труб или резервуаров.
Циклы нагрева и охлаждения в сочетании с антифризами негативно влияют на металл и пластик. Конструкция также разрушается из-за постоянных вибраций и попадания дорожных реагентов на поверхность агрегата.
Следует учитывать возможность попадания грязи в трубы, что приводит к засорению магистралей и снижению эффективности радиатора охлаждения.
Дефекты радиатора принято делить на категории:
Основные виды повреждений:
Внутри труб образуются известковые отложения и инородные тела, которые забивают трубы и препятствуют циркуляции охлаждающей жидкости. Не питает радиатор, что приводит к перегреву силового агрегата. Отложения вызывают коррозию деталей, которая разрушает стенки и приводит к тому, что теплообменник протекает.
При обнаружении течи теплообменника необходимо провести диагностику для поиска поврежденных узлов и определения объема ремонтных работ. Например, жидкость может протекать через сломанные трубы. В этом случае для восстановления работоспособности потребуется установить новые трубы. Снятый радиатор погружается в воду, и во внутренние трубы подается сжатый воздух для проверки на герметичность. После испытания принимается решение восстановить трубы сваркой или демпфированием или заменить теплообменник.
Замена теплообменника предполагает слив антифриза, который должен остыть до комнатной температуры.
Новый агрегат подбирается с учетом конструктивных особенностей автомобиля.
Установка радиаторов от других машин не допускается. Теплообменник установлен в специальной раме, которая фиксирует деталь и обеспечивает защиту от вибрации. Не управляйте автомобилем с поврежденной рамой, так как это увеличивает риск разрыва шлангов и утечки охлаждающей жидкости из контура.
Минимальный набор инструментов и аксессуаров для выполнения работ на Рено Дастер:
Последовательность действий при снятии радиатора на автомобилях с бензиновыми двигателями, выпущенными до 2015 г.:
Существует упрощенный способ снятия теплообменника, не требующий снятия пластикового бампера. Необходимо аккуратно снять пластиковую рамку с вентилятором, затем отсоединить патрубки и слить тосол. Пластиковый воздушный дефлектор вытягивается через моторный отсек, а затем снимается радиатор вместе с амортизирующими ножками.
Теплообменник устанавливается в обратной последовательности.
Устанавливайте элементы осторожно, чтобы не повредить охлаждающие ребра на трубах. Рекомендуется слить антифриз из рубашки двигателя и контура нагревателя, затем заполнить систему свежей жидкостью и снять воздушные пробки.
После завершения ремонтных работ проверяется работа контура охлаждения, отопителя и электровентиляторов.
При обслуживании радиатора отопителя необходимо установить новые уплотнительные кольца патрубка. Использование старых элементов не гарантирует герметичность контура. При этом следует осмотреть трубы, детали с трещинами заменить на новые элементы. Металлические хомуты со временем теряют эластичность при установке гильз, по шву наблюдаются протечки антифриза. В этом случае необходимо смонтировать новый крепеж, допускается нанесение силиконового герметика тонким слоем.
Герметичность проверяется сжатым воздухом, давление в магистрали не превышает 1 бар. Входные и выходные отверстия закрываются деревянными или резиновыми заглушками, одна из которых снабжена штуцером для подачи газа. Узел погружают в емкость с водой на 30-40 секунд.
Если под рукой нет большого бака, радиатор ставят в бачок поочередно по боковым краям.
Для защиты радиатора от камней рекомендуется использовать сетку, которая помещается в воздушный канал в бампере. Ячейки не позволяют мелким песчинкам, насекомым и листьям оседать на поверхности ребер и трубок, нарушая теплопередачу. Заводской залитый антифриз Glaceol RX Type D на основе карбосиликата рассчитан на 4 года эксплуатации (или 90 000 км пробега). Дальнейшее использование охлаждающей жидкости не рекомендуется, так как происходит разрушение материала с образованием осадка, который забивает шланги радиатора.